Во все трудные времена в обществе привычно вспоминают о твердой руке,
с помощью которой страна устоит перед невзгодами.
«Когда на нас свалилась свобода, народ решил: можно переходить улицу на красный свет, – сказал однажды Юрий Темирканов в интервью «АиФ» и прибавил: – В эпоху диктаторов дирижеры становятся такими же – едино-властными и непререкаемыми»
Искусство принадлежит элите
– Как вы думаете, Юрий Хатуевич, диктатор может быть интеллигентом?
– Навряд ли. Интеллигент диктатором – да. Хотя истинная интеллигентность – не ставить себя над другими, кем бы ты ни был. Человек должен помнить, что на кладбище его понесут так же, как и любого бездомного…
– А как же тщеславие?
– Тщеславие – хорошее качество. Зря в русском языке это слово носит пренебрежительный оттенок. Тщеславие двигает идеями, хотя и имеет мало отношения к уму… В молодости я очень хотел получить звания и ордена. Это были правила игры, предложенные мне обществом. И я по ним жил. Тщеславие мое удовлетворялось. Сейчас у меня целая коллекция самых высоких наград и той эпохи, и этой… Меня спрашивают: «А дорожите вы какими? » Я дорожу тем, что это меня не испортило, во всяком случае, мне так кажется…
– Ваша фраза: «Классическая музыка по определению не может и не должна быть массовой. Масса в принципе не знает хорошей культуры. Настоящее искусство призвано заинтересовать лучшую часть общества…» Значит, вы за элитарность?
– Искусство во все времена принадлежало элите. Однако ее, эту элиту, определяют не деньги, а духовность. Помните лозунг «Искусство принадлежит народу»? Но – какому народу? Если всем и каждому, то это – прекрасная мечта человечества. Преградой к ней служит масскультура, часто близкая к подворотне.
Духовность по приказу
– А как же блатной шансон? Разве это не народные песни?
– Да, он существует. Но есть и лучшие примеры массовой культуры – произведения Соловьева-Седого, Гершвина и Дунаевского… Сегодня по телевизору объявляют: «Это культура!», а передают то, что будит в человеке его низменные инстинкты. Но народ смотрит и платит деньги. А почему? Это «заслуга» власти. В Средние века даже захудалые феодалы понимали, кто такие Рафаэль, Веласкес, Бах. Они сманивали гениев, предлагая им лучшие условия. Каждый император строил театр, желательно лучше, чем у соседа, имел придворного поэта, художника, композитора, поддерживал их, старался удержать. Сегодня же большинство руководителей государств страшно далеки от забот культуры. Они стесняются признаться, что она им не слишком-то и нужна, и не задумываются над тем, что без культуры и промышленность в стране будет отсталой.
Да, русский человек подчас ленив, безалаберен, пьет. Но главное – у нас не хватает духовной мощи, которую мы сами почти совсем убили. Еще сто лет назад русский философ Владимир Соловьев предсказывал: придет хам. И вот хам пришел. И первое, что он разрушил, – духовность, способность жить по совести. Да, пожгли иконы, поубивали людей. Но самое страшное – убили человека в человеке. Его совесть. А ее приказом не реанимируешь.
– Но при Сталине по приказу все-таки подняли страну…
– Так о достижениях коммунизма говорит Зюганов: построили то, это. И кажется, что все это происходило только в России. Но ведь весь мир тоже строил – без убийств и ГУЛАГов. Причем их открытия в области кибернетики опередили нас на поколение.
– А если народ сам не хочет просвещаться? Может, оставить людей
в покое? Не навязывать им классическое искусство?
– Никто никого тут не неволит. Но нести искусство в массы, как бы это банально ни звучало, – наша работа. В том числе и в массы властей предержащих.
– Внутренняя культура чиновника – это разве не утопия? Скорее можно поверить в непьющий и просвещенный народ…
– Не знаю насчет сегодняшнего чиновника, но в будущем из просвещенного народа как раз и могут выйти те, кто способен и достоин руководить нами.
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.