Потеря таких документов, как паспорт, загранпаспорт или водительские права мгновенно делает человека бесправным и связанным по рукам и ногам. А на пути к их возвращению – как всегда, бюрократические препоны. Облегчить жизнь растеряшам взялась Екатерина Калинина.
«Вот тут же он лежал», «Я точно помню, как я его сюда положила», «А ты мой паспорт не брал случайно?» – примерно такие слова обычно бормочет человек перед тем, как признаться себе в ужасном: важный документ потерян безвозвратно. Многочасовые поиски, вывернутые наизнанку ящики, обшаренные карманы, безжалостно выпотрошенные сумки, поминутный план передвижений – всё это уже позади. А впереди – жестокая реальность, в которой вы – нелегал на московских улицах или за рулем своей собственной машины.
Однако не стоит сразу отчаиваться. Чудеса случаются, и, быть может, ваши документы находятся в одном из московских бюро находок. Если же потерянные документы все-таки придётся восстанавливать, без беготни по пыльным и, увы, не безлюдным коридорам, конечно, не обойтись. Но, вооружившись четким планом и списком необходимых документов, вы сможете вернуть утраченное значительно легче, чем неподготовленный гражданин.
Внутренний паспорт
Итак, если вы обнаружили пропажу гражданского паспорта, нужно немедленно бежать в районный ОВД или в ОВД по месту кражи, если паспорт вам «помогли» утерять. Здесь вы напишете заявление о признании недействительным старого паспорта и в течение 3–5 дней получите соответствующую справку. Эта справка станет основанием для получения нового паспорта.
Откладывать поход в отделение милиции ни в коем случае нельзя, поскольку даже за пару пропущенных дней вы рискуете стать невольным мнимым обладателем квартир, машин или бытовой техники, оформленными в кредит по вашему паспорту. Фотографию можно переклеить и вновь заламинировать, а ещё проще подобрать слегка похожего на вас сообщника, который предстанет перед сотрудниками кредитных организаций в вашем образе. Сейчас практически в любом банке можно оформить экспресс-кредит за 1–2 дня, а все претензии по выплате (точнее, по невыплате) будут приходить лично к вам. Доказать, что вы ни при чём, будет отнюдь не просто, и самым веским аргументом станет как раз заявление об утере паспорта, написанное ранее даты оформления кредита. В противном случае, чтобы доказать свою непричастность, придется требовать графологическую экспертизу. Как минимум.
Получив в милиции справку, нужно обратиться в паспортный стол при ГУ ИС (Государственное управление Инженерная служба – так называются бывшие ЕИРЦ после недавнего ребрендинга). Здесь вы напишете заявление, где подробно расскажете, когда и при каких обстоятельствах вы лишились документа.
Нужно помнить, что при утере паспорта гражданин несет административную ответственность «за небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату». Штраф составляет от 300 до 500 рублей в зависимости от того, сколько раз вы его теряли. Брать или не брать с вас штраф, решает начальник паспортного стола. Как правило, на первый раз всех прощают. Если же паспорт у вас украли, то никакой административной ответственности вы не несёте, зато срок выдачи нового отодвигается в туманное будущее.
В паспортном столе вам выдадут выписку из домовой книги, где указано ваше место жительства, а также квитанцию на уплату госпошлины (150 р.). После чего вместе со всеми полученными документами, а также четырьмя чёрно-белыми фотографиями 3х4 см и квитанцией об оплате госпошлины вы отправляетесь в паспортный стол при отделе нии милиции, он же – районное отделение управления федеральной миграционной службы (УФМС). Здесь вы и получите новый паспорт. Заявленный срок изготовления документа – 2 месяца. На это время вам обязаны выдать временную справку с вашей фотографией, которая практически везде может заменить гражданский паспорт. Обычно не выдают, если не попросить настойчиво.
Загранпаспорт
Его восстановление также следует начать с визита в отделение милиции по месту жительства или по месту утраты. Там тоже придётся написать заявление об утере загранпаспорта, а взамен вам выдадут соответствующую справку. Затем вместе с этой справкой, а также обычным набором документов для оформления загранпаспорта направляетесь в районное отделение УФМС. Подробностям оформления загранпаспорта посвящена отдельная статья на Homepage.ru.
Очень удобно бывает: потерял, скажем, свидетельство о браке, сделал новое, а потом нашёл старое. Сразу два экземпляра, по штуке каждому супругу, что во многих ситуациях небесполезно. Предупреждаем: старый экземпляр любого документа недействителен с того момента, как ваше заявление об утере зарегистрировано в официальных органах. И чем больше вы будете пользоваться обеими версиями документа, тем больше проблем в какой-то момент на вас обрушится.
Особенно противопоказано пользоваться «утраченным» паспортом. Вашу милую рассеянность Уголовный кодекс с удовольствием классифицирует как мошенничество со всеми вытекающими из этого неприятностями.
Свидетельство о рождении и свидетельство о браке
Восстановить эти документы легче всего, если обратиться в тот же ЗАГС, который их выдавал. Если же такой возможности нет, то можно обратиться в ЗАГС по месту жительства. При себе необходимо иметь гражданский паспорт. В ЗАГСе вам выдадут квитанции на оплату госпошлины (100 рублей за свидетельство о рождении и 200 – о браке). В «родном» ЗАГСе документ выдаётся в день обращения, в чужом – после долгого обмена сведениями и поиска в архивах. Если оригинал вы получали на далёкой сибирской родине, да ещё и поменяли за это время фамилию, ждать ответа можно месяц-другой.
Водительское удостоверение
Потеря прав ставит водителя в необычное положение, которое некоторые называют колено-локтевым: ему самому приходится искать встречи с ГАИ! Для того чтобы максимально сократить визит в организацию с длинным названием «Ме жрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения» (МРЭО ГИБДД), следует обратиться именно в тот МРЭО, где вы получали права. Бдительные сотрудники отдела хранят данные о том, как вы сдавали экзамены на получение прав, и достоверно знают, был ли выдан вам заветный документ. Тем не менее, дабы быть во всеоружии, следует иметь при себе:
- общегражданский паспорт или документ, его заменяющий, с отметкой ОВД о регистрации в Москве;
- медицинскую справку для получения водительского удостоверения, а также ее ксерокопию;
- водительскую карточку, которую для вас завели в автошколе, или какое-либо подтверждение о выдаче водительских прав от других государственных инспекций (в качестве подтверждения, что права у вас когда-то действительно были, можно использовать и временное разрешение на право управления транспортным средством с номером ваших прав, и свидетельство о прохождении обучения в автошколе при наличии отметки о выдачи прав с печатью госинспекции);
- две цветные фотографии 3х4 см;
- 160 рублей на госпошлину за выдачу дубликата водительского удостоверения.
Новые права вам выдадут в течение двух месяцев, а до тех пор снабдят времянкой. Никаких повторных экзаменов сдавать не придется.
Документы на машину
В случае утраты Свидетельства о регистрации транспортного средства нужно обратиться в Межрайонный отдел технического осмотра транспорта, экзаменационной и регистрационной работы (МОТОТРЭР). Опять-таки лучше всего обращаться в тот МОТОТРЭР, где зарегистрирован ваш автомобиль – там тоже хранятся все данные на него.
С собой нужно иметь общегражданский паспорт, гендоверенность (если вы не собственник), ПТС (паспорт транспортного средства), полис ОСАГО и талон техосмотра. Все документы, как и везде, лучше сразу привозить с ксерокопиями. Важно приехать на самом автомобиле, так как его должен будет осмотреть инспектор. В целом процедура не отличается от той, что вы проходили во время регистрации машины и постановки её на учёт. Придется уплатить госпошлину в размере 150 рублей. Дубликат свидетельства можно получить уже в день обращения.
Схожим образом следует действовать и при потере ПТС. Новый паспорт ваш автомобиль получит в течение двух недель.
Документы на квартиру
При утере документов на квартиру следует обращаться в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве, если сделка купли-продажи была заключена после 1 февраля 1998 года. При себе необходимо иметь паспорт, все оставшиеся документы на квартиру, а также выписку из финансово-лицевого счёта. В Управлении вам выдадут квитанцию на оплату госпошлины в размере 100 рублей, и в течение месяца вы получите свидетельство о праве собственности на жильё.
Если же сделка была заключена до указанной даты, с теми же документами нужно обращаться в Управление Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере. Управление является подразделением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Здесь госпошлина составит 300 рублей.
Диплом
При утере диплома начать нужно непременно с районного отделения милиции. Здесь после написания заявления о пропаже диплома вам дадут справку о том, что розыскные работы ни к чему не привели. С этой справкой и гражданским паспортом вы уже можете направляться в учебную часть своего ВУЗа. Там вы пишете заявление с просьбой выдать дубликат диплома и берёте квитанцию на оплату госпошлины (150 рублей). Восстановление диплома занимает долгое время – от месяца до полугода, особенно если вы потеряли диплом весной, в период выпускных экзаменов.
Адреса, контакты, ссылки
Отделения внутренних дел г. Москвы
Государственное управление Инженерная служба
Управление ФМС России по Москве
Ул. Большая Ордынка, 16, стр. 4
Тел.: (499) 238-64-00, 238-64-04, 238-77-13
Районные управления ФМС
Отделы ЗАГС г. Москвы
МОТОТРЭР г. Москвы
Федеральная регистрационная служба
Управление по Москве
Ул. Большая Тульская, 15
Тел.: (495) 957-69-01
Список приемных ФРС в Москве
Управление Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере
Ул. Лобачевского, 66а
Тел.: (495) 432-90-86
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
Газетный пер., 1/12
Тел.: (495) 925-18-78
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.