Минус первый. Снизится управляемость. Если упразднят дублирующие факультеты и кафедры, то один завкафедрой будет выполнять объем работы нескольких. Ведь количество студентов не уменьшится. Получится, что при устранении звена среднего командования маршал станет управлять солдатами. В результате понизится контроль за процессом, увеличится время прохождения распоряжений. У руководителя не будет оперативной и подробной информации о происходящем на низах, из-за этого снизится эффективность принятия решений.
Минус второй. Часть сильных преподавателей уйдет. Вуз — это административно-чиновничье образование. В первую очередь здесь всех интересует не качество преподавания, а насколько человек «остепенен», доктор он или профессор, количество монографий… Поэтому можно ожидать, что к управлению объединенными кафедрами и факультетами придут самые «остепененные», пожилые и, вероятно, неэффективные менеджеры, которые будут отдавать предпочтение преподавателям-ретроградам.
Минус третий. Потеряется уникальность образовательных программ. Ряд факультетов и кафедр, формально дублирующих друг друга, имеют уникальные образовательные программы. Соединить их невозможно.
— Нельзя скрестить ежа с ужом — пытаться совместить несовместимое. Например, психфак госуниверситета и психфак педагогического, — комментирует Игорь Романов. — Это факультеты, изначально ориентированные на подготовку разных специалистов. В соответствии с этими целями и построены программы обучения студентов. Если в ВГУ психфак «заточен» под психотерапию и потребности бизнеса, то в педуниверситете — под педагогику…
Минус четвертый. Бесплатное образование станет еще менее доступным. Не исключено, что получать высшее образование бесплатно смогут только те, кто попадет в кластеры. Будет логично, если в них государство сконцентрирует средства на подготовку кадров под госзаказ. Понятно, что в кластерах будет ограниченное число мест и очень высокий конкурс (в том числе из-за притока абитуриентов со всего Черноземья). Для всех остальных обучение может стать платным. И вот почему.
В 2005 году, когда впервые зашла речь о слиянии вузов, министр образования Андрей Фурсенко начал говорить о том, что в полном объеме будут финансироваться только национальные и федеральные университеты. Основной же массе вузов, которые не удовлетворяют новым стандартам высшего образования, бюджетное ассигнование урежут. На министерском уровне говорилось о том, что государственные вузы, которые не сольются, будут поэтапно переведены на региональное финансирование. Если так, то в большинстве регионов для вузов, не вошедших в крупную структуру, это будет означать ликвидацию бюджетного набора и переход на самостоятельное выживание.