Театры Москвы открывают новый сезон. Разговор с художественным руководителем МХТ им. Чехова мы начали с рассуждений о том, какие пьесы востребованы современным зрителем
– Олег Павлович, если бы сама не видела, не поверила бы: толпа у входа в зал в МХТ им. А.П. Чехова, овации… Все это – на спектакле театра Олега Табакова, поставленном по «Гнезду глухаря» В. Розова. А ведь Розов эту пьесу написал больше тридцати лет назад!
– Интерес зрительский означает, что время не подвергло пьесу Розова инфляции. Это разговор о том, что совесть для иных стала условностью, о том, как внешним благополучием, умением устроиться, возможностью звонить «нужным людям» калечатся души. Это едва ли не самые важные проблемы в современном мире.
– Почему в России всегда так получается: старый, прогнивший мир разрушили, новый построили – и испугались того, что получилось.
– Знаете, у меня ответа на этот вопрос нет. У меня есть некое знание. Мой дед по материнской линии, владелец огромного имения Андрей Францевич Пьянтковский, умер в декабре 1919 г. – через два года и два месяца после того великого события, которое одни называли Октябрьской революцией, другие – Октябрьским переворотом. Два года и два месяца те самые крестьяне, которых он нещадно эксплуатировал, кровь которых он пил и т.д., кормили, поили, охраняли его! И помер он в своей постели. В своей усадьбе.
– У писателя Андрея Битова был замысел проекта «Империя добра» – про СССР, про то, что не так уж там все было и плохо. А для вас СССР какой был империей – добра или все-таки зла?
– Я не судья. Я человек мужского пола. А человек мужского пола начинается с того, что он берет на себя ответственность за кого-то. Я первый свой брак заключил только после того, как понял, что смогу прокормить женщину, которую люблю, и ребенка, которого она мне родит. Добра или зла? Я по-другому на это смотрю. У Миши Рощина есть такие строки: «Будь проклята война – наш звездный час». Даже я, которому было 5 лет в начале войны, это чувствовал тогда: в наибольшей степени реализация заповеди «Человек человеку друг, товарищ и брат» произошла во время войны.
Вот бабушка моя… В начале 1943 г., когда уже был арестован фельдмаршал фон Паулюс, пленных немцев, ободранных, едва ли не босиком, выгрузили на вокзале, построили в колонны и по зимнему Саратову погнали – «Форвардс!» – до Волги, к которой они так рвались. А там снег, лед.
Потоптались они там – и тут новая команда: «Цурюк! Назад!». Еще когда они шли к Волге, бабушка долго смотрела им вслед. А мы тогда получали на день буханку черного хлеба и еще довесок граммов в 50.
У меня было право съесть его, этот довесок. Так вот, бабушка вернулась домой, разрезала буханку пополам, половину порезала на куски и сказала: «Лёлик! Иди отдай людям!» Я онемел! Отец в то время был в окружении на Кавказе. Дядя мой на фронте был ранен… Но, ничего не переспрашивая, взял у бабушки хлеб и отнес немцам.
Или отец, интеллигент в первом поколении, один из самых способных учеников академика Миротворцева… Он послал куда подальше свою броню и ушел на фронт. Его насильно туда погнали? За идею воевать? За Сталина? Нет, он ушел сам. И воевал за мать свою, Анну Константиновну. За жену. За первого сына, моего сводного брата Женьку. И за меня. И такие, как он, вытащили на своих плечах ту войну.
Подобные примеры можно долго перечислять. И они многое объясняют в нашем характере. Это наша «военная тайна» – помните, как у Гайдара? В чем она? Я думаю, тут к Чехову надо повернуться. Человек, зараженный бациллой желания стать российским интеллигентом, непобедим. На самом деле!
Досье
Олег Табаков, актер, режиссер, худрук МХТ им. А.П. Чехова, основатель и худрук Театра п/р О. Табакова. Родился в 1935 г. в Саратове. В 1957 г. окончил Школу-студию МХАТ. Служил в театре «Современник», ныне – в МХТ им. А.П. Чехова.
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.